Мотоцикл Урал М72 1989 — разъясняем вопрос



Несмотря на относительно небольшое количество моделей, выпускавшаяся во времена СССР мототехника снискала себе добрую славу. Те, кому довелось её эксплуатировать, до сих пор с уважением вспоминают мотоциклы Восход-2, ИЖ Юпитер-5, М-72. За долгие годы эта техника обросла мифами. Один из них – Урал М-72.


Блок: 1/4 | Кол-во символов: 307
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/mototsikl-ural/m-72.html

Урал М 72 технические характеристики

Общие данные

Тип мотоцикла — с коляской.

База, мм — 1430.

Дорожный просвет, мм — 130.

Колея, мм — 1100

Габариты, мм:

— длина — 2420;

— ширина — 1650.

Высота (по ключу зажигания) — 1000

Вес мотоцикла, кг:

— сухой — 335;

— рабочий — 380.

Расход топлива по шоссе, л/100 км — 7.

Запас хода по топливу по шоссе, км — 310.

Наибольшая скорость, км/час — 85.

Емкость (масляная), л:

— картера двигателя — 2,0;

— картера КП — 0,8;

— картера задней передачи — 0,150;

— воздухоочистителя — 0,2.

Емкость топливного бака, л — 22.

Двигатель

Тип двигателя — четырехтактный двухцилиндровый.

Марка — М-72М.

Диаметр цилиндра, мм — 78.

Ход поршня, мм — 78.

Рабочий объем, см³ — 746.

Степень сжатия — 5,5 ± 0,2.

Максимальная мощность, л. с. — 22.

Максимальный крутящийся момент, кг м — 4,0.

Материал головки блока — алюминиевый сплав.

Прокладка головки блока — асбометаллическая 0,6 мм.

Материал поршня — сплав алюминиевый.

Фазы газораспределения (по углу поворота кривошипа), град.:

— начало впуска до в. м. т. — 76;

— конец впуска после н. м. т. — 92;

— начало выпуска до н. м. т. — 116;

— конец выпуска после в. м. т. — 52.

Карбюратор — Два К-37.

Силовая передача М-72 М

Передаточное число главной передачи — 4,62.

Сцепление — сухое двухдисковое в маховике двигателя.

Количество дисков:

— ведущих — 3;

— ведомых — 2.

Количество пружин — 6.

Технические характеристики коробки передач М-72 М

Тип — четырехступенчатая двухходовая.

Передаточные числа:

— на первой передаче — 3,6;

— на второй передаче — 2,286;

— на третьей передаче — 1,7;

— на четвертой передаче — 1,3.

Общее передаточное число:

— на первой передаче — 16,65;

— на второй передаче — 10,56;

— на третьей передаче — 7,85;

— на четвертой передаче — 6,01.

Шины мотоцикла М-72 М и их характеристики

Размер, в дюймах — 3,75-19.

Давление, кг/см²:

— переднего колеса — 1,6;

— заднего колеса — 2,0;

— колеса коляски — 1,8;

— запасного колеса — 2,0.

Зажигание и Электрооборудование М-72 М и их характеристики

Тип — батарейное магнето.

Марка катушки зажигания — Б — 2Б или Б-11.

Аккумуляторная батарея — 3МТ-14.

Генератор — Г — 11А.

Реле-регулятор — РР-31.

Сигнал — С — 23Б.

Фара ФГ — 6.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 2477
Источник: https://ural-wolf.ru/ural/m72.php

  • Information


М-72

Тяжёлый мотоцикл с коляской, копия немецкого BMW-R71.

Разработка и производство

Vollständig anzeigen…

Alben

Bilder 259

Рј-72Рј-72Рј-72Рј-72

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 218
Источник: https://vk.com/club5441800

История

Мотоцикл М-72 во Владивостокском музее автомотостарины

В СССР решение о производстве специального армейского мотоцикла было принято в начале 1940 года. Под руководством Н. П. Сердюкова, который с 1935 по 1940 год проходил стажировку на заводе BMW, на базе московского опытного завода «Искра» было создано специализированное конструкторское бюро по тяжёлому мотоциклостроению. В качестве образца для полного копирования был выбран мотоцикл BMW R 71 (BMW-750), который к тому времени хорошо зарекомендовал себя в Вермахте. Пять мотоциклов были анонимно закуплены в Швеции. С весны 1941 г. производство мотоцикла под маркой М-72 было развернуто на Московском мотоциклетном заводе (ММЗ) По кооперации ЗИС разработал документацию и поставлял двигатели, КИМ (ныне АЗЛК) — коробки передач, ГАЗ — карданный вал и боковую коляску. Московский мотоциклетный завод выпускал мотоциклы до 1951 года. Другой базой производства стал харьковский завод, двигателями его снабжал Киевский завод медицинских инструментов. В Ленинграде заводу «Красный Октябрь» также было поручено производство М-72. С 25 февраля 1942 года мотоциклы М-72 начали производить в Ирбите, куда было эвакуировано оборудование с ММЗ, КиМ, АТЭ-1, моторный цех ЗиСа. Основное КБ также переехало из Москвы в Ирбит. Его возглавил Александр Минович Федоров, среди конструкторов находились И. И. Окунев, Н. А. Кукин, В. В. Бекман, испытатели С. И. Карзинкин и Б. В. Зефиров. Одновременно производство мотоциклов М-72 развернул завод «Красная Этна», называвшийся Горьковским мотоциклетным заводом. Параллельно с ИМЗ, начиная с 1951 года, стал делать мотоциклы М-72 и Киевский мотоциклетный завод (КМЗ). Позже он встал на собственный путь развития конструкции. Различий в конструкции (и даже в эмблемах!) у мотоциклов М-72 московского, ирбитского, ленинградского, харьковского или горьковского производства не существовало. С 1955 года мотоциклы М-72 начали продавать населению. Гражданскую версию завода ИМЗ отличали: улучшенный двигатель, усиленные колёса и рама, торсионная подвеска колеса коляски, новая цветовая гамма и надпись «Ирбит» на баке. Однако все эти гражданские мотоциклы состояли на военном учёте в военкомате и в военное время подлежали реквизиции. Было выпущено 8,5 тыс. мотоциклов.

Блок: 3/10 | Кол-во символов: 2258
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C-72_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)

На службе и на гражданке


До середины пятидесятых годов XX века мотоцикл М-72 был недоступен для рядового населения. Он поставлялся в воинские части и квалифицировался ГАБТУ РККА как бронетехника. На нём были предусмотрены места для установки стрелкового оружия. Видимо, советские военачальники оценили по достоинству мобильность мотострелковых соединений.

Хорошо зарекомендовал себя мотоцикл и на службе в МВД. Но когда нужды армии и милиции были удовлетворены, эта техника стала доступна и гражданскому населению. Правда, оговоримся сразу, что цена на М-72 была довольно высока.

Блок: 3/4 | Кол-во символов: 581
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/mototsikl-ural/m-72.html

Достоверные факты

Услышав такое название как урал м-72, человек, действительно разбирающийся в истории отечественной техники, болезненно скривиться. А всё потому, что выпускавшаяся до 1961 года модификация никогда не имела приставки Урал.

Это название появилось уже на другой модели, имевшей индекс М-62. Но поскольку она, как и её предшественница, также производилась на Ирбитском мотоциклетном заводе, многие ошибочно полагают, что Урал М-72 – это правильное название.

Это не единственное заблуждение, касающееся мотоцикла-ветерана. Чтобы разобраться со всеми, придётся копнуть историю поглубже. Давайте по порядку:

  1. Некоторые полагают, что конструкция советского мотоцикла полностью скопирована с легендарного BMW R75 Sahara. С этой моделью познакомились в ходе Великой Отечественной войны сначала бойцы Красной Армии, а потом уже и советские. Это не так. BMW R75 отличался от отечественного аналога во многих деталях. Тут и другая конструкция двигателя, и привод на колесо коляски, и другая размерность покрышек.
  2. Куда ближе так называемый Урал М-72 был к предыдущей модели баварского производителя, имевшей индекс R-71. И хотя советские конструкторы, безусловно, опирались на разработки своих коллег из Германии, тут тоже не было полной идентичности:
    1. Мощность в 22 л.с. немецкие специалисты получили с двигателя, имевшего рабочий объём 597 куб. см. Для получения той же мощности нашим инженерам пришлось увеличить объём двухцилиндрового оппозитного мотора до 746 куб. см. Сказывалось отсутствие технологической базы, что не позволяло производить качественную обработку и подгонку деталей.
    2. Привод тормозов и сцепления на немецком мотоцикле был гидравлическим. У нас гидравлику заменили тросами. Это упростило конструкцию, но пострадала точность работы механизмов.
    3. Возросший объём двигателя потребовал переделки карбюратора. Устанавливавшиеся на мотоцикл М-72 в количестве двух штук (по одному на каждый цилиндр) отечественные карбюраторы К-37 конструктивно схожи с немецкими Graetzin G2, но имеют иное проходное сечение жиклёров. Карбюратор на мотоцикл Урал М-62, выпускавшийся несколько позднее, тоже имеет некоторые отличия.
    4. Сухой вес, по сравнению с немецким прародителем, имевшим массу 187 кг, возрос до 205 кг (без коляски).
    5. Расход топлива увеличился с 4,7 литра на сотню, до 6 литров на 100 км (также без коляски).

      Несмотря на то, что технические характеристики несколько изменились, внешне оба мотоцикла имеют несомненное сходство.
  3. Ещё одна причина, почему маркировка Урал М-72 неверна, вполне очевидна. Одна и та же модель, не отличающаяся даже фурнитурой эмблем, производилась несколькими предприятиями: ММЗ (Москва), «Красный Октябрь» (Ленинград), ГМЗ (Горький), КМЗ (Киев) и ИМЗ (Ирбит).
  4. Карданный вал, обеспечивающий надёжный привод на заднее колесо и являющийся гордостью владельцев, стало возможно использовать только благодаря тому, что мотоцикл комплектовался оппозитным двухцилиндровым четырёхтактным двигателем. Дело в том, что одно и двухцилиндровые мотоциклетные двигатели иной компоновки имеют неравномерный крутящий момент, который приходится компенсировать с помощью более эластичного привода – цепи или ремня..
  5. Электрооборудование, установленное на мотоцикл, работало при напряжении 6 вольт.
  6. Наиболее существенные изменения конструкция претерпела в 1956 году. Были внесены следующие изменения:
    1. Передняя опора распределительного вала двигателя получила вместо втулки шариковый подшипник.
    2. Редуктор главной передачи новой конструкции позволил существенно повысить ресурс трансмиссии.
    3. Тормозные барабаны получили штампованные венцы особой формы. Это потребовалось для надёжной фиксации спиц.
    4. Переднее крыло подняли над колесом, закрепив на подрессоренной части передней вилки.

Это что касается чисто технической стороны вопроса. Но есть и другие моменты, на которые стоит обратить внимание.

Блок: 2/4 | Кол-во символов: 3820
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/mototsikl-ural/m-72.html

Спортивное прошлое Мотоцикла


Мощный, надёжный, неприхотливый, мотоцикл М-72 хорошо зарекомендовал себя и в войсках, и на гражданке. Выпали на его долю и спортивные достижения. Он участвовал в различных соревнованиях, проводившихся ДОСААФ, и выпускался в нескольких спортивных модификациях:

  • М-72К. Поставлявшаяся в спортивные клубы облегчённая версия. Мощность двигателя, за счёт изменения фаз газораспределения и дополнительной подгонки деталей, увеличена до 30 л. с. Мотоцикл использовали для соревнований по мотокроссу.
  • М-75К. Выступал в дорожных гонках с коляской. Сильно модифицированный мотор оснащался головками блока с верхними распределительными валами и трансмиссией со сближенными ступенями передач.
  • М-76. Это дальнейшее развитие модификации М-75К. Двигатель получил сухой картер и зажигание от магнето.
  • М-80. Рекордный мотоцикл, на котором Евгений Грингаут, заслуженный мастер спорта СССР, в 1947 году побил всесоюзный рекорд скорости в категории для мотоциклов с ограничением по объёму двигателя до 750 куб. см. Он разогнался до 172 км/час.

Сегодня мотоцикл М-72, находящийся в хорошем состоянии, представляет интерес для коллекционеров. Его цена зависит от комплектности и количества оригинальных деталей. Качественная реставрация такой техники принесёт значительно больше дивидендов, чем самый совершенный тюнинг. Ведь, что не говори, а это наша история.

Блок: 4/4 | Кол-во символов: 1371
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/mototsikl-ural/m-72.html

Управление мотоциклом Урал М 72

Управление мотоциклом Урал М 72 осуществляется механизмами, расположенными на руле и имеющими ручной привод.

Кроме того, имеются парная тормозная педаль и рычаг переключения скоростей коробки передач.

К ручным механизмам управления относятся: ручка газа, рычаг переднего тормоза, рычаг муфты сцепления, комбинированная манетка.

Ручка газа, расположенная на правой половине руля, соединяется при помощи гибких тросов с карбюраторами. Для увеличения числа оборотов двигателя ручку газа нужно повернуть на себя, а для уменьшения от себя.

Рычаг переднего тормоза шарнирно укреплен на кронштейне с правой стороны руля и гибким тросом соединен с рычагом 24. Для торможения переднего колеса рычаг переднего тормоза нужно прижать к рукоятке руля.

Рычаг муфты сцепления расположен на левой рукоятке руля и при помощи гибкого троса соединен с рычагом 19 сцепления. Для выключения сцепления рычаг муфты следует прижать к рукоятке руля.

Комбинированная манетка предназначена для принудительного опережения зажигания, переключения света в фаре и включения электрического сигнала.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1115
Источник: https://ural-wolf.ru/ural/m72.php

Коляска мотоцикла М 72


К мотоциклу М 72 могут прикрепляться пассажирские коляски двух типов.

С жестким креплением колеса на двухопорной оси и с торсионной подвеской колеса на консольной оси.

Коляски второго типа мотоциклов Урал отличаются достаточно высокой мягкостью хода и большей долговечностью.

Кузов коляски изготовляется из стальных листов толщиной 1 мм, сваренных между собой точечной сваркой. Кузов состоит из бортов 1, сиденья 3 со спинкой 4 для пассажира, деревянного настила 2 и крышки багажника с держателем запасного колеса 5.

Крышка багажника открывается поворотом валика 6 с установленными на нем кулачками 7 и 5. В свободном состоянии валик замка отжимается пружиной 9.

Кузов соединяется с рамой впереди двумя скобами 10 с резиновыми подушками 12 в обоймах 11. Задняя часть кузова опирается на балку, подвешенную при помощи башмаков на концах рессор

.

Рама коляски соединяется с мотоциклом в четырех точках при помощи двух цанговых зажимов и двух стоек.

:


Блок: 6/7 | Кол-во символов: 994
Источник: https://ural-wolf.ru/ural/m72.php

Литература

  • Управление мотоциклом М-72. Сазонов Л. 1942г
  • Каталог запасных частей мотоцикла М-72. Апарин С.Н. 1942г
  • Мотоцикл М-72. Руководство службы. 1948г
  • Руководство по материальной части и эксплуатации мотоцикла М-72. Министерство обороны Союза ССР. 1956г
  • Мотоцикл М-72. Инструкция по уходу и эксплуатации. Машгиз, Киев 1964.
  • Мотоциклы «Урал», «Днепр». Эксплуатация, ремонт. Пособие по ремонту/ под ред. Т. А. Шленчик. — Чернигов: Ранок, 2001. — 208 с. — ISBN 966-8185-03-X.
Блок: 7/10 | Кол-во символов: 476
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C-72_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)

Видео. Урал М 72


Блок: 7/7 | Кол-во символов: 19
Источник: https://ural-wolf.ru/ural/m72.php
Кол-во блоков: 17 | Общее кол-во символов: 13956
Количество использованных доноров: 4
Информация по каждому донору:

  1. https://ural-wolf.ru/ural/m72.php: использовано 4 блоков из 7, кол-во символов 4605 (33%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C-72_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB): использовано 2 блоков из 10, кол-во символов 2734 (20%)
  3. https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/mototsikl-ural/m-72.html: использовано 4 блоков из 4, кол-во символов 6079 (44%)
  4. https://vk.com/club5441800: использовано 2 блоков из 3, кол-во символов 538 (4%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *