Мотоцикл Тула ТМЗ 5, 951 1996


Несмотря на довольно активные попытки сразу нескольких предприятий наладить в СССР производство и продажу мотороллеров, такого рода техника с трудом приживалась в нашей стране. Одной из причин прохладного отношения граждан к мотороллерам было плохое качество дорог, не позволявшее реализовать все преимущества концепции. Поэтому в свет вышел новый мотоцикл Тула.

Специалисты Тульского машиностроительного завода осознавали эту проблему. В 1984 году был реализован новый проект и пошёл в производство ТМЗ-5.951 Тула мотоцикл повышенной проходимости. Вопреки распространённому мнению, эта модель никогда не носила название Тула 200.

Блок: 1/7 | Кол-во символов: 632
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/tula/tekhnicheskie-harakteristiki.html

Тульский вездеход

О разработке специального мотоцикла повышенной проходимости ТМЗ—5.951 «Тула» читатели уже могли узнать из журнала (1985, № 7 и 11). Сделав пробную партию машин для накопления опыта эксплуатации, тульский машиностроительный завод имени В. М. Рябикова приступил теперь к их серийному выпуску. В нынешнем году намечено сделать пять тысяч мотоциклов. Мы хотим ознакомить с этой моделью, принципиально новой и по конструкции и по методу подготовки к производству, тоже не совсем обычным способом, предоставив слово конструктору — одному из ее создателей, потребителям и сопроводив все редакционным комментарием.

ВЗГЛЯД КОНСТРУКТОРА

Завод имени В. М. Рябикова многие годы выпускал мотороллеры. Хороший спрос на грузовую модель «Муравей» лишний раз доказал, что сегодня ключи к устойчивому сбыту нашей мотоциклетной техники — в руках сельских покупателей. Это побудило заняться разработкой машины, предназначенной прежде всего для езды по грунтовым дорогам и бездорожью. В результате на нашем конвейере появился уже не мотороллер, а мотоцикл, притом не имеющий аналогов среди отечественных образцов: впервые на нем применен двигатель с принудительным воздушным охлаждением и электростартером, а также колеса с широкопрофильными шинами.

Для этой машины мы модернизировали известный двигатель «Тулицы», снабдив его несложным, но весьма эффективным устройством — лепестковым клапаном на впуске, который препятствует выбросу несгоревшей смеси при перепуске. Тем самым удалось не только снизить расход топлива (примерно на 0,4 л/100 км), но и сделать характеристику двигателя более приемлемой для сельских дорог. Увеличен крутящий момент, а обороты, при которых он достигается, сдвинуты в зону более умеренных. Словом, обеспечена лучшая приспособляемость к изменению нагрузки. Отметим, что двигатель работает на смеси с уменьшенной долей масла (1:33 после обкатки).

Устойчивой работе мотора на малых и средних оборотах способствует массивный маховик, роль которого играет династартер. А принудительное охлаждение цилиндра и его головки позволяет избежать перегрева и падения мощности при продолжительной езде с малыми скоростями.

Тяжелым условиям движения должна соответствовать и ходовая часть. Дуплексная (из двух разнесенных ветвей) рама обладает высокой жесткостью на кручение, благодаря чему ощутимо лучше стала управляемость машины. Применив колеса небольшого диаметра, мы смогли понизить центр масс, чтобы добиться лучшей устойчивости. А сами по себе широкопрофильные шины обеспечивают малое удельное давление на грунт, лучшее сцепление, хорошо смягчают толчки от небольших неровностей и, что немаловажно, не оказывают разрушительного воздействия на почву. Передняя вилка и амортизаторы задней подвески — от мотоциклов «Восход».

Электрооборудование — 12-вольтовое, с династартером, позволяющим пускать двигатель поворотом ключа. Такое удобство издавна отличало наши мотороллеры, а вот на отечественном мотоцикле появилось впервые. Разумеется, предусмотрен и пуск кик-стартером. Световые и контрольные приборы, переключатели унифицированы с применяемыми на других машинах. В частности, щиток приборов — такой же, как на ИЖах.

Хотя мотоцикл и рассчитан на использование преимущественно вне дорог, он оснащен общепринятыми элементами безопасности — от двух зеркал заднего вида до указателей поворота и световозвращателей. Передняя вилка — с противоугонным замком.

Конечно, мы сознаем, что наш мотоцикл вряд ли до конца удачен, поскольку некоторые технические решения вынужденные. Многие электроприборы, да и силовой агрегат тяжеловаты — в идеале хотелось бы облегчить мотоцикл килограммов на пятнадцать. Но для этого, понятно, нужны не только наши усилия, но и смежников.

Таков в главных чертах наш мотоцикл повышенной проходимости ТМЗ—5.951. У нас в стране это первая модель в подобном классе. И, конечно, мы с волнением ожидаем, как примет ее потребитель

В. ПУДОВЕЕВ,

г. Тула главный конструктор

ВЗГЛЯД ПОТРЕБИТЕЛЯ

Что ж, сейчас, когда нашим мотоциклетным заводам предстоит резко ускорить темпы обновления продукции, поднять ее качество, реакция покупателей на новинку волнует завод. Получить представление о ней мы смогли в новом фирменном магазине «Зенит»: за первый месяц его работы (заметим, это январь, середина зимы и к тому же магазин находится в Москве) продано около 30 мотоциклов «Тула», в то время как других известных моделей — лишь единицы. У стенда с новинкой всегда людно. Высказываются разные мнения, но никто не остается равнодушным. Тульский мотоцикл привлек, например, внимание Д. Кузнецова, приехавшего из г. Ново-алтайска Алтайского края. По профессии он инженер-технолог, все свободное время посвящает мототуризму.

«Пожалуй, это первый отечественный мотоцикл, приспособленный для путешествий, — говорит он. — Те, кто ездит на рыбалку, в лес, по делам без большой поклажи, им тоже заинтересуются. Конечно, кое-что придется дорабатывать, но основа есть!»

Потребители, естественно, соотносят возможности новой машины, особенности ее устройства с ценой (680 рублей). Покупатели, посетители магазина с этих позиций признали ее вполне приемлемой.

В оценке бывалого мотоциклиста С. Амелина из Тулы, приславшего письмо в редакцию, преобладают эмоции: «Этот мотоцикл я видел на дорогах Тульской области и, кроме восторга, ничего не испытывал».

Местный патриотизм? Свободные от него, работники редакции попытались оценить машину более придирчиво.

ВЗГЛЯД РЕДАКЦИИ

Вслед за первым впечатлением («не такой, как все») приходит естественное желание разобраться: чем же, собственно, не такой? Можно ответить так: собранностью облика, слитностью деталей, объединенных замыслом дизайнера в довольно гармоничное целое. Это вызывает ощущение компактности, скрадывает размеры; мотоцикл кажется маленьким, хотя на самом деле он не короче «Восхода». Почти нет случайных, «пристроенных» элементов. Почти, но все-таки есть. Если унифицированный фонарь удачно вписался в задний щиток, то фара и щиток приборов, на наш взгляд, крупноваты. Надежное, но архаичное реле не удалось полностью упрятать в отведенное ему место; клеммы и соединения проводов торчат наружу, наводя на невеселые мысли: а ну как попадет вода, грязь. Об этом же думаешь, глядя на штеккеры и пестрый пучок проводов под фарой, — они нуждаются в лучшей защите.

Приходится пожалеть об отсутствии маленького обтекателя, который был на экспериментальных образцах. Скрывая некоторые неудачные по виду детали, он придавал облику машины необходимую завершенность.

Но многое сразу привлекает. Седло и боковые щитки легко снимаются — и тогда, как видно на фото, мотоцикл полностью доступен для обслуживания и ремонта. Отрадно, что такие крупные детали, как основание седла, щитки колес, корпус фильтра, сделаны наконец-то из пластмассы. Надеемся, со временем перечень таких деталей расширится, что поможет мотоциклу «похудеть».

Объективности ради отметим, что для крепления седла и боковых щитков, видимо, можно найти лучшее инженерное решение: негоже, что передние концы щитков царапают покрытие баков. Думаем, эти мелочи будут устранены.

Не будем повторять того, что сказал конструктор. Приведенные им данные должны, на наш взгляд, привлечь внимание сельских мотоциклистов, для которых предназначена машина.

Отметим лишь, подытоживая разговор, что в целом попытка тульских конструкторов показывает, как можно, сочетая серийные и оригинальные узлы, получить машину с совершенно новыми качествами. Надеемся, нам представится случай оценить их глубже.

Придавая большое значение дебюту специального мотоцикла для села, мы обращаемся к его владельцам с просьбой: когда спидометры ваших машин отсчитают первые тысячи километров, найдите время, чтобы поделиться с редакцией, а значит, с тысячами мотоциклистов, вашими впечатлениями. Уверены, что они сослужат немалую пользу.

Отдел науки и техники «ЗА РУЛЕМ»

Облик нового мотоцикла (он разработан при участии дизайнеров ленинградского филиала ВНИИ технической эстетики) довольно необычен. Широкое седло, боковые щитки и бензобаки (их два) выглядят как компактное целое.

Привлекают внимание дисковые колеса с широкопрофильными шинами. Щитки подняты высоко, чтобы между ними и колесами не набивалась грязь.

Седло и декоративные боковины легко снимаются, открывая доступ ко всем узлам, Под седлом достаточно места для инструмента и необходимых мелочей. Основание седла и задний щиток составляют единую деталь.

Глушитель хорошо защищен от повреждений. Видны воздушный фильтр с двумя бумажными элементами (крышка снята), реле-регулятор, герметично закрытая цепь в резиновых чехлах.

Блок: 2/3 | Кол-во символов: 8783
Источник: https://roker.kiev.ua/techinfo/docs/tulskiy-vezdehod/tula-tmz-5-951-review.html

Специфический подход


Концепция машины была довольно любопытной. Прочная дуплексная рама, длинноходные амортизаторы подвески, двигатель, оснащённый системой принудительного воздушного охлаждения, предназначенные для движения по бездорожью шины…

Всё это, казалось, делало мотоцикл Тула весьма перспективным. Тем не менее, судьбу этой техники нельзя назвать удачной. Почему? Попробуем разобраться в причинах. А для лучшего их понимания начнём с базовых параметров.

Блок: 2/7 | Кол-во символов: 463
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/tula/tekhnicheskie-harakteristiki.html

История

1984 год – запуск производства мотоциклов Тула на Тульском машиностроительном заводе имени Рябикова (ТМЗ). В этом году было выпущено в продажу 200 мотомашин.

Интересно, что у завода не было разрешение на выпуск мотоциклов и потому конструкторам пришлось устанавливать на байк маленькие колеса для мотороллеров, что позволило перейти Туле в разряд мотомашин.

В течение почти 12 лет завод выпускал по 11 000 моделей в год, которые пользовались огромной популярностью среди деревенских жителей, рыболовов и охотников.

Мотоциклы Тула выпускались с 1984 по 1996 год.

В 1993 году объемы производства мото Тула значительно снизились. А в 1996 производить Тулу и вовсе перестали.

Блок: 3/6 | Кол-во символов: 674
Источник: https://obiker.ru/mototsikl-tula

ТМЗ 5.951 (ТМЗ 5.952) «Тула»


Отреставрированный мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.951

Мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.952

Общие данные

  • сухая масса — 129
  • максимальная нагрузка — 180 кг
  • Максимальная скорость — 90 км/ч
  • тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м
  • со скорости 60 км/ч — не более 25 м
  • контрольный расход топлива с клапаном на впуске — 3,5 л/100 км
  • без клапана на впуске — 4,0 л/100 км
  • запас топлива — 11 л
  • резерв — 0,5 л

Двигатель

  • Тип — двухтактный
  • Воздушное охлаждение — принудительное
  • Число цилиндров — 1
  • Рабочий объём — 200 см3
  • Степень сжатия — 8,5
  • Мощность — 12,5 л.с.

Электрооборудование

  • номинальное напряжение — 12 В
  • стартер-генератор — ДС1Б
  • мощность 87,5 Вт
  • реле-регулятор — РР-121 или РР-121А
  • реле указателей поворота — РС57В или РС491
  • свеча зажигания — А17В
Блок: 3/12 | Кол-во символов: 761
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)

Технические характеристики

Марка мотоцикла Тула

ТМЗ-5.951

ТМЗ-5.952

Двигатель

двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см

двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см

Мощность (л. с.)

12,5

Бензин

А 76

А 76

Запас/резерв топлива (л)

11/0,5

11/0,5

Скорость (км/ч)
Масса (кг)

129

126

Номинальное напряжение (вольт)
Ход колес перед/зад.

130 мм/80 мм

130 мм/80 мм

Коробка передач

четырехступенчатая

четырехступенчатая

Диаметр тормозов (мм)

150

150

Топливо (расход на 100 км/л)

3,6

3,6

Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:

Блок: 3/7 | Кол-во символов: 603
Источник: https://bestmoto.pro/novichkam/motocikly-tula.html

Стоимость


Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новую модель приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых байков с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 391
Источник: https://bestmoto.pro/novichkam/motocikly-tula.html

Ворох проблем

Да, мотоцикл Тула действительно неплохо передвигался по бездорожью. При должном умении ездока он мог даже перемещаться по вспаханному полю. Но вот на ровном асфальте машина чувствовала себя неуютно. Сказывались и относительно низкая скорость, и специфические параметры двигателя, основные детали которого были позаимствованы у агрегата, применявшегося ещё на мотороллере Тула 200.

Широкие шины, успешно справляющиеся с грязью, на мокром асфальте начинали скользить, что сказывалось на эксплуатационной безопасности. Асимметричная конструкция мотора привела к смещению центра тяжести на одну сторону. Это тоже не улучшало управляемость в поворотах.

Не хватало скорости. На трассе мотоцикл Тула мог обогнать мопед, но серьёзно проигрывал в динамике традиционным дорожным мотоциклам. Не радовал и высокий, для машин такого класса, расход топлива. На машинах первых серий устанавливался топливный бак, состоящий из двух не сообщающихся между собой половин. Это оказалось крайне неудобно и впоследствии недостаток устранили, установив единый бак.

Особой заботой для тех, кто эксплуатировал мотоцикл Тула, стал стартер-генератор (дино-стартер). Он частенько выходил из строя, не обеспечивая ни надёжный запуск, ни нормальный уровень зарядки аккумулятора. К тому же, отечественная промышленность в то время не выпускала компактных двенадцативольтовых батарей, способных вырабатывать высокий пусковой ток.

На первых порах пришлось комплектовать машину двумя аккумуляторами, что существенно добавляло веса. Выполненный в едином формате аккумулятор для мотоцикла Тула появился лишь на поздней модели.Так что для тех, кто приобрёл мотоцикл Тула, технические характеристики оказывались на втором плане…

Блок: 4/7 | Кол-во символов: 1706
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/tula/tekhnicheskie-harakteristiki.html

Грузовой модуль ТМЗ-9.906


После выпуска серии мотоциклов конструкторы Туламашзавода разработали грузовой модуль с багажной корзиной к мотоциклам, который имел шасси и редуктор-реверс, он крепился к раме с помощью болтов и превращал двухколесный мотоцикл в трицикл без особого труда. Модуль был разработан на основе аналогичного модуля для двухколесных мотороллеров. В терминологии трехколесная «Тула» получила индекс ТМЗ 5.971. и в простонародье называлась Трициклом Тула

Блок: 6/12 | Кол-во символов: 473
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)

Путаница с названиями

Что до ошибки с названием Тула 200, то тут другая история. Так назывался мотороллер, выпуск которого был организован на ТМЗ в 1956 году. Модель почти полностью копировала немецкий мотороллер Glas Goggo TA55. Машина оказалась достаточно удачной. Тула 200 послужила базой для следующих модификаций, таких как Турист и Тулица.

Почти одновременно с мотороллером Турист появился созданный на тех же агрегатах ТГА 200. Основой конструкции силовых агрегатов всех перечисленных модификаций был появившийся в 1956 году двигатель Т-200. Дополненный воздушной системой охлаждения и модифицированный мотор использовался и на мотоцикле Тула. Видимо, это и стало причиной того, что некоторые по привычке стали называть байк Тула 200.

Блок: 6/7 | Кол-во символов: 743
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/tula/tekhnicheskie-harakteristiki.html

ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»


В 1994-1995 году на заводе также был налажен выпуск мотоциклов «Вепрь», который отличался от предыдущих моделей штампованными разборными 16-ти дюймовыми колесами и более мощным генератором (160 Вт). Сам генератор (и диностартер) были новой конструкции, что потребовало небольшой доработки картера двигателя и коленвала. К тому же на эти модели, а после и на мотороллеры «Муравей» стали устанавливать бесконтактное электронное зажигание (БЭСЗ). Однако, как показал опыт эксплуатации, часто БЭСЗ и сам диностартер часто выходили из строя. Всего мотоциклов «Вепрь» было выпущено около 100 штук.

Блок: 7/12 | Кол-во символов: 614
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)

Ценителям на заметку

Блок: 7/7 | Кол-во символов: 23
Источник: https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/tula/tekhnicheskie-harakteristiki.html

ТМЗ 5.953 «Тула»


В 1995-1996 годах «Туламашзавод» заключил договор на разработку дизайна нового облика мотоцикла, получившего индекс ТМЗ 5.953. Разрабатывался дизайн новой машины совместно с итальянской компанией Engines Engineering, где также работали и русские дизайнеры. Было выпущено всего 5 экземпляров новой машины. На сегодняшний день сохранилось немного (два или три) образцов данной модели, которые хранятся в музее «Мото-авто-АРТ». Модель 5.953 отличалась новым интересным дизайном, по задумкам разработчиков на неё планировалось устанавливать дисковый тормоз переднего колеса и новый двигатель с пятиступенчатой коробкой передач. Облик новой машины повторял задумку художников-конструкторов ЛФ ВНИИТЭ: профиль мотоцикла напоминал большеклювую птицу.

Блок: 8/12 | Кол-во символов: 763
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)

ТМЗ 2.601 (мокик)

В планах у завода также был намечен (1997 г.) выпуск 50-кубового мокика ТМЗ 2.601, который должен был оснащаться двигателем от мокика «Пилот» ЗДК-50 или итальянским «Franco Morini», однако кроме фотографий в журнале этот мокик вживую на дорогах никто из мотолюбителей так и не увидел. мокик представлял собой ту же «Тулу», с немного измененным дизайном.

Блок: 9/12 | Кол-во символов: 373
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)
Кол-во блоков: 21 | Общее кол-во символов: 17501
Количество использованных доноров: 5
Информация по каждому донору:

  1. https://obiker.ru/mototsikl-tula: использовано 2 блоков из 6, кол-во символов 1173 (7%)
  2. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB): использовано 5 блоков из 12, кол-во символов 2984 (17%)
  3. https://bestmoto.pro/novichkam/motocikly-tula.html: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 994 (6%)
  4. https://roker.kiev.ua/techinfo/docs/tulskiy-vezdehod/tula-tmz-5-951-review.html: использовано 1 блоков из 3, кол-во символов 8783 (50%)
  5. https://MotoZnai.ru/otechestvennye-motocikly/tula/tekhnicheskie-harakteristiki.html: использовано 5 блоков из 7, кол-во символов 3567 (20%)



Поделитесь в соц.сетях:

Оцените статью:

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *