Мотоцикл Тула — это уникальный советский мотоцикл для езды по бездорожью. Байк способен проехать по любым дорогам и имеет очень необычный дизайн с широкими колесами. Его активно приобретали жители поселков для повседневных поездок. Высокое качество сборки обусловлено тем, что он собирался на военном Тульском машиностроительном заводе (ТМЗ).
Источник: https://obiker.ru/mototsikl-tula
Содержание
Обзор
Внедорожник Тула был новшеством среди советских мотоциклов, впервые двигатель запускался электростартером и было использовано воздушное охлаждение. На мото был установлен бензиновый двигатель рабочим объемом 200 кубов, специальные колеса и система подвески. У мото было множество положительных отзывов.
Плюсы | Минусы |
+ простой в обслуживании, + надежный, + небольшой расход топлива, + проедет по любым дорогам. |
— невысокая скорость, — тяжесть, — в проводку может попадать грязь и вода. |
Источник: https://obiker.ru/mototsikl-tula
Это интересно: Мотоцикл Kawasaki Ninja ZX-9R 1995
История
1984 год – запуск производства мотоциклов Тула на Тульском машиностроительном заводе имени Рябикова (ТМЗ). В этом году было выпущено в продажу 200 мотомашин.
Интересно, что у завода не было разрешение на выпуск мотоциклов и потому конструкторам пришлось устанавливать на байк маленькие колеса для мотороллеров, что позволило перейти Туле в разряд мотомашин.
В течение почти 12 лет завод выпускал по 11 000 моделей в год, которые пользовались огромной популярностью среди деревенских жителей, рыболовов и охотников.
Мотоциклы Тула выпускались с 1984 по 1996 год.
В 1993 году объемы производства мото Тула значительно снизились. А в 1996 производить Тулу и вовсе перестали.
Источник: https://obiker.ru/mototsikl-tula
ТМЗ 5.951 (ТМЗ 5.952) «Тула»
Отреставрированный мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.951
Мотоцикл «Тула» ТМЗ 5.952
Общие данные
- сухая масса — 129
- максимальная нагрузка — 180 кг
- Максимальная скорость — 90 км/ч
- тормозной путь со скорости 30 км/ч — не более 6,5 м
- со скорости 60 км/ч — не более 25 м
- контрольный расход топлива с клапаном на впуске — 3,5 л/100 км
- без клапана на впуске — 4,0 л/100 км
- запас топлива — 11 л
- резерв — 0,5 л
Двигатель
- Тип — двухтактный
- Воздушное охлаждение — принудительное
- Число цилиндров — 1
- Рабочий объём — 200 см3
- Степень сжатия — 8,5
- Мощность — 12,5 л.с.
Электрооборудование
- номинальное напряжение — 12 В
- стартер-генератор — ДС1Б
- мощность 87,5 Вт
- реле-регулятор — РР-121 или РР-121А
- реле указателей поворота — РС57В или РС491
- свеча зажигания — А17В
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)
Технические характеристики
Марка мотоцикла Тула |
ТМЗ-5.951 |
ТМЗ-5.952 |
Двигатель |
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см |
двухтактный, принудительное охлаждение, 200 куб. см |
Мощность (л. с.) |
12,5 |
|
Бензин |
А 76 |
А 76 |
Запас/резерв топлива (л) |
11/0,5 |
11/0,5 |
Скорость (км/ч) | ||
Масса (кг) |
129 |
126 |
Номинальное напряжение (вольт) | ||
Ход колес перед/зад. |
130 мм/80 мм |
130 мм/80 мм |
Коробка передач |
четырехступенчатая |
четырехступенчатая |
Диаметр тормозов (мм) |
150 |
150 |
Топливо (расход на 100 км/л) |
3,6 |
3,6 |
Смотрите видеообзор мотоцикла Тула ТМЗ-5.951 19888 года выпуска:
Источник: https://bestmoto.pro/novichkam/motocikly-tula.html
Стоимость
Поскольку производство мотоциклов Тула прекращено, новую модель приобрести невозможно. В объявлениях встречаются предложения практически новых байков с пробегом 100-150 километров, которые просто длительное время стояли в гаражах. Цены на мотоциклы в зависимости от их состояния и проведенного тюнинга разнятся, но определенный диапазон есть и составляет от 15 до 50 тысяч рублей.
Источник: https://bestmoto.pro/novichkam/motocikly-tula.html
Грузовой модуль ТМЗ-9.906
После выпуска серии мотоциклов конструкторы Туламашзавода разработали грузовой модуль с багажной корзиной к мотоциклам, который имел шасси и редуктор-реверс, он крепился к раме с помощью болтов и превращал двухколесный мотоцикл в трицикл без особого труда. Модуль был разработан на основе аналогичного модуля для двухколесных мотороллеров. В терминологии трехколесная «Тула» получила индекс ТМЗ 5.971. и в простонародье называлась Трициклом Тула
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)
ТМЗ 5.952-01 «Вепрь»
В 1994-1995 году на заводе также был налажен выпуск мотоциклов «Вепрь», который отличался от предыдущих моделей штампованными разборными 16-ти дюймовыми колесами и более мощным генератором (160 Вт). Сам генератор (и диностартер) были новой конструкции, что потребовало небольшой доработки картера двигателя и коленвала. К тому же на эти модели, а после и на мотороллеры «Муравей» стали устанавливать бесконтактное электронное зажигание (БЭСЗ). Однако, как показал опыт эксплуатации, часто БЭСЗ и сам диностартер часто выходили из строя. Всего мотоциклов «Вепрь» было выпущено около 100 штук.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)
ТМЗ 5.953 «Тула»
В 1995-1996 годах «Туламашзавод» заключил договор на разработку дизайна нового облика мотоцикла, получившего индекс ТМЗ 5.953. Разрабатывался дизайн новой машины совместно с итальянской компанией Engines Engineering, где также работали и русские дизайнеры. Было выпущено всего 5 экземпляров новой машины. На сегодняшний день сохранилось немного (два или три) образцов данной модели, которые хранятся в музее «Мото-авто-АРТ». Модель 5.953 отличалась новым интересным дизайном, по задумкам разработчиков на неё планировалось устанавливать дисковый тормоз переднего колеса и новый двигатель с пятиступенчатой коробкой передач. Облик новой машины повторял задумку художников-конструкторов ЛФ ВНИИТЭ: профиль мотоцикла напоминал большеклювую птицу.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)
ТМЗ 2.601 (мокик)
В планах у завода также был намечен (1997 г.) выпуск 50-кубового мокика ТМЗ 2.601, который должен был оснащаться двигателем от мокика «Пилот» ЗДК-50 или итальянским «Franco Morini», однако кроме фотографий в журнале этот мокик вживую на дорогах никто из мотолюбителей так и не увидел. мокик представлял собой ту же «Тулу», с немного измененным дизайном.
Источник: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB)
Количество использованных доноров: 3
Информация по каждому донору:
- https://obiker.ru/mototsikl-tula: использовано 3 блоков из 6, кол-во символов 1516 (28%)
- https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A2%D1%83%D0%BB%D0%B0_(%D0%BC%D0%BE%D1%82%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BA%D0%BB): использовано 5 блоков из 12, кол-во символов 2984 (54%)
- https://bestmoto.pro/novichkam/motocikly-tula.html: использовано 2 блоков из 7, кол-во символов 994 (18%)